Марія Миколаївна ВОСКРЕСЕНСЬКА, ленінградка, геолог із величезним стажем, кандидат геолого-мінералогічних наук, поет і літератор, має безпосереднє відношення до історії відкриття родовища уранових руд на річці Жовтій.
Із літа 1947р. по 1952р. Марія Воскресенська працювала на Жовторічанському родовищі урану у складі групи ленінградських спеціалістів Всесоюзного науково-дослідного інституту. Уряд відрядив її в Україну на допомогу геологам Кіровської експедиції для вивчення і оцінки відкритих у 1946 році родовищ урану з унікальним, раніше невідомим типом руд.
Марія Миколаївна написала нарис-спогад «У истока Желтых Вод», який був надрукований у 2006 році в 14-му томі збірки «Геология - жизнь моя», що видається російським геологічним товариством. Рік по тому М.Воскресенська надіслала в дар жовтоводському міському історичному музею той самий 14-й том збірки.
У нарисі «У истока Желтых Вод» Марія Воскресенська дуже яскраво оповіла історію свого перебування у селищі Жовта Ріка. З нагоди Дня міста пропонуємо читачам «Жовтоводських вістей» фрагменти цього нарису. Подаємо мовою оригіналу.
«…Место это особое - на Украине, на севере Криворожского железорудного бассейна. Издавна недра его, откликаясь запросам времени, щедро свои богатства отдавали людям, зорко вперед смотрящим. И вырос город, небывало похожий на сказку о гадком утенке и прекрасном лебеде, притом с быстротой сказочно-реальной. Герб себе выковал примечательный. И название взял необычное - Желтые Воды…
…По скверной разбитой грунтовой дороге, преодолев 90 км на грузовике военного типа, прибыли в расположение партии, стоявшей на окраине невзрачного рудничного поселка - Желтая Река. Высокий забор ограждал обширное пространство с главным барачного типа помещением, одноэтажным, побеленным известкой, как и все остальные хозяйственные постройки во дворе. Начальник партии С.А.Скуридин - приятный, интеллигентного облика геолог, встретил гостей приветливо, предупредив, что с жильем пока будет трудно. Нас временно распределили «на постой» к местным обитателям, теснившимся в одноэтажных домишках и в коммунальных домах. Все они были с водоснабжением из редких уличных колонок, с электричеством, горевшим нерегулярно, с прочими бытовыми «неудобствами». Мне лишь много позднее удалось обосноваться в крошечной (бывшей кухоньке) комнатушке, что расценивалось как комфорт.
…Рудничный поселок в окружении колхозных пашен возник в начале XX века вместе с началом добычи железных руд возле речки, окаймленной кустами ивняка. Вода ее, размывая выходы окисленной руды, имела, по словам старожилов, желтый цвет. Отсюда и пошло украинское название «Жовта ричка», по-русски - Желтая река: сам же поселок вид имел нестройный, довольно неухоженный, если бы не раскинувшаяся щедро зелень садов и огородов, окружавшая глинобитные, беленые известкой постройки, либо частные, либо принадлежавшие руднику общежития. В центральной части поселка было несколько двухэтажных каменных домов и на пустыре - больница, возведенная в конце 30-х годов, когда на шахте «Капитальная» оживилась добыча железной руды. После войны и оккупации поселок все еще не изжил их последствий. Улицы, лишь кое-где со следами тротуаров - немощеные - в дождливую погоду превращались в вязкое месиво грязи, которую без высоких сапог, обычной тогда обуви, преодолевать было невозможно. В сухую погоду любой транспорт, проезжая, поднимал облака пыли, подолгу висевшие в воздухе. Освещение улиц - электрическое, редкими кое-где фонарями, горевшими с перебоями. В домах печи топили углем и чем придется, воду брали из колонок на улицах, канализации не было.
В городском хозяйстве, кроме больницы, - три-четыре магазина, рудничная столовая, баня. Связь с ближайшей железнодорожной станцией Пятихатки - рабочим поездом, а с Кривым Рогом - грунтовой дорогой, которая в непогоду становилась непроезжей. Еще держалась карточная система снабжения. В Кировскую партию периодически «подбрасывали» немного муки или сахара. Остальное раздобывалось на местном базарчике, бывшем под открытым небом. Вскоре обстановка в рудничном поселке стала меняться. Прибавилось народу, началось строительство жилых домов городского типа, появились новые магазины, школы, выстроили большой, нарядный Дворец культуры, началось асфальтирование улиц.
…С каждым приездом, с 1953 года, мне все виднее, как растет и хорошеет бывший рабочий поселок Желтая Река, превращаясь в город Желтые Воды. На местах былых пашен буквально взошли вполне благоустроенные высокие дома городского типа. Кварталы их, смыкаясь с кварталами небольших частных домиков, укутанных зеленью садов, придают облику города приятное своеобразие.
Асфальтированные улицы, обсаженные разросшимися деревьями, превратились в тенистые аллеи. В городе много цветов. Возле домов, на улицах и на бульварах, возле памятных мест цветут все лето душистые пестрые ковры. На магистралях - кусты роз цветут до зимних холодов. Повсюду оживленное движение городского и частного транспорта. Жители широко пользуются электричеством, газом, центральным отоплением, телефонами. Город зажил полной жизнью. В центре его красивая, вся в цветах и зелени площадь и памятник В.И.Ленину, Дворец культуры, кинотеатр. Появились музеи, новые школы, институт, стадион с бассейном, магазины. В парке - динамичный конный памятник Богдану Хмельницкому… На гербе города - над скрещением казачьих сабель - кристалл магнетита, охваченный сплетением атомных орбит, возвестивших новый этап истории.
Каждый раз, проходя через город, замечаю - прибавляются новые кварталы, открылись новые магазины, еще красивее стали цветники в центре. Радуюсь, нередко сквозь тень печали, исподволь ощущая некую, пусть малую, долю своего причастия к этому. Почти всегда по пути встречаю то прежних соседей по жилью, то сотрудников, но уже солидных, с подросшими детьми. Охотно вспоминаем детали, события прежних лет, обмениваемся новостями. Только со временем таких встреч все меньше. Редеет количество участников тех напряженных первых лет...» Підготувала М.БОГДАНОВА.
|