Такий вигляд мав Львовський кар’ер сто років тому
А починалось усе - селище Жовта Річка, а згодом місто Жовті Води – із села Весела Іванівка. Перші згадки про це село як населений пункт відносяться до 18 століття. Зокрема, в довіднику «По Екатерининской железной дороге» за 1903 рік зазначено наступне: «Первые поселенцы в этих местах, по реке Желтой, появились в середине XVII в. По документам 1680 года, здесь был расположен запорожский хутор (позднее село Желтое), в котором содержался скот, хранились хозяйственные припасы. В 1740 году по реке Желтой возникло еще несколько зимовников. Спустя 20 лет в них проживало более 200 человек, занимавшихся хлебопашеством и скотоводством. После ликвидации Запорожской Сечи эти земли были переданы в ранговую дачу князю Витгенштейну, от него перешли к графу Безбородко, а впоследствии — к князю Кочубею. Рядом располагались имения Золотницкого, Очкало, Тищенко, Павлова и других помещиков. Наряду с существовавшим ранее селом Желтым возникли новые села — Весело-Ивановка, Савро, Даниловна, Боголюбовка и другие».
В 1895 году предприниматель Львов вместе с инженером путей сообщения Боруцким взяли в аренду у крестьян деревни Весело-Ивановки 870 десятин земли и заложили здесь в 1898 году Весело-Ивановский рудник. В 1900 году собственником этого рудника стало горнопромышленное общество «Желтая Река», основанное в Брюсселе в 1899 году. Около Весело-Ивановского рудника в 1897-1898 гг. на землях, арендованных у местных помещиков екатеринославским купцом Копыловым и одесским промышленником Калоти, открылись Краснокутский и Коломойцевский рудники.
С началом разработки железной руды между селом Весело-Ивановка и Весело-Ивановским, Краснокутским и Коломойцевским рудниками возник поселок Желтая Река. Первые жилища — землянки и бараки — были построены в нем в 1895-1896 гг. В дальнейшем поселок расширялся, застраиваясь барачными и казарменными зданиями.
На Весело-Ивановском руднике ежегодно добывали по 3,5 млн пудов железной руды. Добывалась руда здесь открытым карьерным способом. Карьер Весело-Ивановского рудника был оборудован лишь одним паровым подъемником. Около 90% добывавшейся руды принадлежало бельгийским и немецким предпринимателям, вкладывавшим свои капиталы в железорудную промышленность Желтой Реки. До 1898 года железная руда из Желтой Реки доставлялась гужевым транспортом на станцию Пичугино. С завершением прокладки Саксаганской ветки (Карнаватка — Пятихатки) Екатерининской железной дороги рудопромышленники провели от поселка Желтая Река к станции Желтые воды железнодорожную ветку протяженностью 10 верст».
(«История городов и сел Украины», том «Днепропетровская область», стр. 271-284). Промислова експлуатація Весело-Іванівського рудника розпочалася в 1901 році. Тож це був тільки початок. А вже потім з’явився Східний гірничо-збагачувальний комбінат – наше містоутворююче підприємство, становлення якого відбувалось у 50-60-х роках минулого століття.
Створений у 1951 році СхідГЗК із перших днів існування став лідером урановидобувної галузі і до сьогодні утримує цю високу позицію.
Разом із комбінатом розвивалося, гарнішало рік від року селище Жовта Річка, яке у 1957 році було перейменоване в місто Жовті Води обласного підпорядкування. Тож, вітаємо усіх жовтоводців із днем народження нашого міста! М.БОГДАНОВА.
|